Красноярское ЖКХ: Квитанция без секретов

 

ТАРИФ ПО УМОЛЧАНИЮ

Первое, на что должен обращать внимание любой житель городской квартиры, — все услуги делятся на жилищные и коммунальные. Жилищные призваны обеспечить необхо­димый уровень обслуживания и использования жилого фонда, работоспособность инженерной структуры, уход за территорией, двором и подъездом, вывоз мусора.Коммунальные — определяют жизненно необходимые условия проживания: отопление, канализование, подачу горячей и холодной воды, электричества и газа.

Квитанция
 
 
Размер платы за жилищную услугу утверждается депутатами городского совета Красноярска ежегодно

Размер платы за жилищную услугу утверждается депутатами городского совета Красноярска ежегодно. Это делается на декабрьской сессии горсовета, где принимаются изменения к решению «Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Красно­ярске», принятому еще в 2005 г.

Депутатские указания касаются только нанимателей жилья — тех, кто не приватизировал свои квартиры. Ну а собственники должны, согласно Жилищному кодексу, принимать решение о размере платы за жилищ­ную услугу на своем общем собрании с учетом рекомендаций управляющей компании.

Однако, поскольку такие собрания в очной форме провести сложно, а порой и просто невозможно из-за пассивности жильцов, Жилищным кодексом предусмотрена заочная форма проведения собраний. Требуется только отработать на практике такую систему.

В итоге в Красноярске сложилось так, что уже много лет в договорах управления указы­вается размер платы за жилищную услугу, равную жилищной услуге для нанимателей. Таким образом, собственники помещений автоматически соглашаются, что их размер платы по жилищной услуге будет такой же, как у нанимателей, не задумываясь о том, какие же затраты фактически должны быть по их дому — возможно, выше, чем размер платы для нанимателей, а возможно, и ниже.

Но даже если собственники приняли такой же размер платы, как и для нанимателей, они все равно должны определить перечень необходимых работ по содержанию дома и при­домовой территории, текущему и капитальному ремонту, ведь предложенный размер платы можно распределить по разным работам. Все пункты прописываются в договоре, который жильцы дома заключают с ней — на период, обычно превышающий 1 год.

НЕ УБАВИТЬ, НО ПРИБАВИТЬ

В большую или меньшую сторону
 
 
Все собственники жилья имеют право изменить тариф на жилищные услуги в любую сторону

Логично, что все собственники жилья имеют и право изменить тариф на жилищные услуги в любую сторону — увеличить или уменьшить. Чтобы сделать это, им требуется опять же созвать общее собрание, пригласить представителя УК и попросить рассчитать индиви­дуальный тариф на дом.

Вот только на практике уменьшить плату за жилищные услуги вряд ли получится: это означает отказаться от каких-либо важных работ, например, от уборки лестниц или подметания двора. Неудивительно, что подобных примеров сокращения расходов в нашем городе пока не зафиксировано.

«Тарифы, как правило, находятся на нижней предельной ценовой планке и являются усредненными, не учитывающими особенности каждого отдельно взятого дома, — поясняет Виктор Левинский, президент Ассоциации ТСЖ Красноярского края. — Уменьшенный ниже данной планки тариф ставит собственников дома на грань выживания и дискомфорта».

«Никто не запрещает гражданам установить свою сумму оплаты за жилищные услуги. Но необходимо в первую очередь думать о состоянии дома, — считает Наталья Шатрова, начальник отдела нормативного и тарифного регулирования Департамента городского хозяйства администрации Красноярска. — Новостройкам, быть может, слишком большие суммы и не нужны. Но по старым домам уменьшить размеры тарифов невозможно — тех, что утверждены депутатами, хватает только-только».

Согласен с этим и Владимир Малых, замруководителя департамента городского хозяйства, начальник отдела координации деятельности ТСЖ, специализированного жилищного фонда и экологических вопросов ЖКХ: «Взять и механически сократить тариф нельзя. Ведь существует целый набор работ по содержанию мест общего пользования. Уменьшите плату — значит, придется выполнять какие-то работы самостоятельно. Это практически нереально, хотя примеры, когда жильцы сами решают убирать коридоры и лестницы, все-таки встречаются».

Евгений Шепелёв, генеральный директор компании «Вторичные ресурсы», уверен, что собственники могут повлиять на уменьшение цен на жилищные услуги таким путем — создать ТСЖ и выбрать грамотного председателя: это позволит им платить меньше за ремонт, уборку, свет, воду и вывоз мусора.

МУСОРНЫЕ СОКРОВИЩА

В целом, если где и можно встретить разные цифры тарифов в платежных квитанциях, так это по части жилищных услуг. «Каждый дом, как и человек, строго индивидуален, со своими проблемами, болячками и т. п. А следовательно, и затраты на его содержание различны. Тут и разная этажность, и площадь дома, и наличие в нем нежилых поме­щений, — все сказывается на стоимости или на объеме затрат», — отмечает Виктор Левинский.

Кроме того, УК или ТСЖ могут, к примеру, по-разному собирать деньги на капитальный ремонт. Если они делают это в течение всего года — тогда ежемесячная сумма платежей невелика, один, два рубля за квадратный метр площади квартиры: деньги аккумули­руются и расходуются потом во время ремонта. Если же собственники решают оплачи­вать капремонт только в период его проведения — оплата за эту услугу вырастает в разы, одним рублем не отделаешься.

Мусор
 
 
Разной в наших платежках может быть и сумма за вывоз мусора

Разной в наших платежках может быть и сумма за вывоз мусора. Если тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, который входит в эту цифру, одинаков и регулируется законом, то цена транспортировки мусора от дома на свалку — свободная.

«Транспортировка (вывоз) ТБО — нерегулируемая статья, поэтому при заключении договоров у ТСЖ или УК есть возможность снизить свои расходы на вывоз», — говорит Евгений Шепелёв. Хочется подчеркнуть: у ТСЖ и УК, но не у самих жильцов. Прерогатива выбора всех подрядчиков, включая компании, которые будут заниматься вывозом мусора, принадлежит УК или ТСЖ, которым жители доверили управление своим домом. Самим же собственникам остается только контролировать работу «управдомов». Правда, никто не запрещает жильцам высказывать УК или ТСЖ свои пожелания по выбору подрядчиков.

Надо сказать, что и сами УК, являясь коммерческими организациями, тоже заинтере­сованы в низких ценах на услуги по вывозу мусора. Кстати, по словам экспертов, этот рынок в нашем городе развит достаточно. «По вывозу ТБО рынок обеспечен, — говорит Владимир Малых. — Подобные услуги в Красноярске оказывают более десятка компаний».

ВСЕМ ПО ИНДЕКСУ

Немного иначе, чем с тарифами на жилищные услуги, складывается ситуация со второй частью квартирных платежей — «за коммуналку»: подачу воды, тепла, канализационные стоки (а также газ и электричество). К этим расценкам депутаты Горсовета не имеют никакого отношения: тарифы по теплоснабжению утверждаются Региональной энергети­ческой комиссией Красноярского края, причем для каждой ресурсоснабжающей органи­зации отдельно, а тарифы на холодную воду и водоотведение — министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Сколько РСО — столько и мнений, то есть цен за услугу. В свою очередь, ресурсо­снабжающая организация опирается на себестоимость ресурсов. «В нашем городе работают примерно 15 ресурсоснабжающих организаций, и у каждой — свой тариф, — говорит Наталья Шатрова. — Для примера: расценки Енисейской ТГК за гигакалорию тепла составляют 826,88 руб., а компании „Краском“ — 1381,69».

По индексу
 
 
Ресурсо­снабжающая организация опирается на себестоимость ресурсов

Однако такой разброс вовсе не означает, что в разных районах Красноярска платят за коммунальные услуги по-разному: на выходе суммы получаются равными для всех собственников квартир.

«Есть один нюанс. Плата за коммунальные услуги согласно 184-ФЗ ограничена предельным индексом. Это означает, что сколь бы ни росли тарифы различных РСО, жители города останутся в равных условиях. Каждый год министерство ЖКХ края принимает предельный индекс — в этом году он равен 113 %. Корректировка в границах предельного индекса проводится из бюджета», — рассказывает Наталья Шатрова. То есть если в одном районе за отопление квартиры определенной площади вам начислят 1000 руб., а в другом за те же квадратные метры — 1100, то платить в обоих случаях вы будете одну и ту же сумму, например, 980 руб. В первом случае бюджетная доплата составит 20, во втором — 120 руб. В платежной квитанции размер этой доплаты можно посмотреть в графе «Сумма к вычету».

Предельный индекс распространяется на весь комплекс коммунальных услуг независимо от того, УК управляет домом или ТСЖ. И, таким образом, все красноярцы платят за ком­мунальные услуги одинаково. «Разница заключается лишь в объеме их потребления в том или ином доме», — отмечает и Виктор Левинский.

НАДО МЕНЬШЕ ЛИТЬ

Свою роль в размере платы за коммунальные услуги играет и такой показатель, как норматив потребления. При расчете общей суммы уже упомянутый тариф РСО умно­жается на число жильцов и на норматив. В нашем городе по водопотреблению он составляет 5,35 кубометра горячей и 7,6 кубометра холодной воды в месяц, или 176 литра горячей и 250 литров холодной воды в день на человека. Получается, что семья из 4 человек в день использует 1000 литров холодной воды.

«Обоснованны ли нормативы потребления воды в Красноярске, сказать не могу, но то, что они завышены, — это факт, так как у тех, кто имеет приборы учета потребления воды, плата за воду оказывается ниже в 1,5 — 2-2,5 раза», — говорит Виктор Левинский.

С вопросом об обоснованности красноярских нормативных показателей ДЕЛА.ru обра­тились к Сергею Островскому, заместителю руководителя департамента городского хозяйства администрации города и начальнику отдела энергетики.

Как выяснилось, нормативы водопотребления были утверждены довольно давно. «Согласен, что нормативы являются у нас достаточно высокими, — говорит Сергей Островский. — Однако они не взяты с потолка. Перед тем, как утвердить эти цифры на Горсовете, администрация города несколько лет заказывала необходимые работы специальным организациям. В том числе Техническому университету, СибВТИ и другим научным учреждениям. При измерениях учитывалось фактическое потребление, проводились тщательные расчеты и анализ, в результате чего был выявлен ряд закономерностей. Могу сказать также, что люди у нас в Сибири привыкли лить воду, даже не пытаясь ее экономить».

Признавая, что нормативы потребления воды в Красноярске находятся на высоком уровне, Сергей Островский, однако, говорит, что менять их не планируется. Выход он предлагает один: установить приборы учета, что все равно по закону обязаны сделать за год все собственники жилья. По разным данным, плата за коммунальные услуги в результате составит на 20, а то и на 50 % меньше.

«Наши нормативы таковы, что с установкой приборов учета среднестатистическая семья действительно будет экономить, — подчеркивает Сергей Островский. — Счетчики хороши тем, что люди, которые берегут воду, будут реально платить меньше».

ЛУЧИ СВЕТА В «ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

С 1 января рост оплаты за коммунальные услуги в крае составил 13%, увеличение тарифов на жилищную услугу для нанимателей (а заодно, как принято на практике, и для собственников) — 12%. Естественно, что изменения вызвали всплеск обращений граждан в управляющие компании, ТСЖ и органы власти за разъяснениями.

В связи с этим на первый план выходит еще одна из многочисленных проблем в сфере ЖКХ — информационная открытость. Сейчас, по образному выражению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, жилищно-коммунальная отрасль является настоящим «темным царством» российской экономики.

«Система оплаты жилищно-коммунальных услуг практически непрозрачна, — полагает Виктор Левинский. — Судите сами — правительство приняло постановление № 731 о раскрытии информации, которое касается напрямую только управляющих компаний. Про ТСЖ в нем ни слова. Между тем в СМИ все разговоры только о ТСЖ».

Наталья Шатрова считает иначе: «По коммунальным услугам все прозрачно. По жилищным — зависит от совести УК». Эксперт положительно оценивает упомянутое постановление о раскрытии информации УК. Согласно ему управляющим компаниям предписано размещать на своих стендах и сайтах все данные о перечне услуг и их стоимости.

«В идеале все должно быть так — открываешь сайт и изучаешь расценки различных УК. И, ориентируясь по этой информации, выбираешь себе управляющую компанию», — говорит г-жа Шатрова. К сожалению, пока еще не все мелкие УК имеют свои сайты, а на порталах крупных организаций нет подробных данных. Однако, по мнению Натальи Шатровой, это лишь вопрос времени. С каждым годом граждане становятся все более грамотными, начинают активнее бороться за свои права и стремятся в подробностях изучить ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Доказательством чего, собственно, и стало появление этого материала.

Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru