Как выбрать фирму для ремонта квартиры

На строителей надейся, а сам не плошай

У всех на слуху пословица: хочешь сделать хорошо, сделай сам. Но, похоже, в современном мире эта фраза обречена на провал. На смену обычным обоям приходят «жидкие», а то и вовсе – выравнивание стен и их покраска. Потолочная плитка уступила место натяжным потолкам, а линолеум – ламинату. Что уж говорить о замене электропроводки и сантехники. Судя по всему, один в ремонте не воин. И даже если мастеров на все руки хватает. То обилие свободного времени, сил и нервов – на вес золота. Попробуем разобраться, где и как искать подмогу.

Не зная броду, не суйся в воду

Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты. Все мы в той или иной мере стремимся преобразить жилье. Но в любом случае платим за это. В буквальном смысле. Так вот, чтобы финансы не пели романсы, а положительные эмоции и энтузиазм зашкаливали – нужно быть подкованным «от» и «до».

Руку помощи готовы протянуть вам как бригада рабочих, так и фирма. Одни работают неофициально, но дешево. Другие заключат договор, предоставят гарантии, но и труд оценят дороже. Однако не бросайтесь в омут с головой. Если нанимаете бригаду, удосужьтесь получить рекомендации от предыдущих клиентов. А лучше – посмотрите работу вживую. Это гарант того, что ваша квартира – не агнец на заклание. То есть не первая, где будут делать ремонт. А также, что работники не исчезнут, получив предоплату. Но помните: качество придется проверять лично. Что не так-то просто, не имея специальных знаний. В этом смысле строительная фирма гораздо надежнее.


Предупрежден – значит вооружен

Если вы все-таки решили доверить свои апартаменты фирме, ознакомьтесь с ее «личным делом». Обратите внимание на то, сколько лет она существует. Внушительный срок – три с лишним года. За это время можно и «шишки набить», и репутацию заработать.

Как правило, знакомство начинается с сайта, ведь это «лицо» компании. Рассмотрим успешное содержание «визитной карточки» пошагово.

Шаг первый. «Плюс» в копилку – если на сайте возможно получить первичную онлайн-консультацию. Фирма не стала экономить на сотруднике-консультанте, а значит, заинтересована в клиенте. 

Шаг второй. Доступная подробная информация о деятельности, примеры работ, выполненных ранее. Лучше всего втираются в доверие видеоролики с места событий. Нет электронной версии «содеянного», тогда требуйте портфолио. Если же подобная составляющая и вовсе отсутствует, то это повод задуматься: а нужны ли этой «конторе» новые заказчики, есть ли у нее за плечами опыт.

Шаг третий. Зачастую на сайте можно увидеть отзывы якобы клиентов: «отличная фирма, выполнили ремонт, очень доволен». Такие комментарии принимать во внимание не стоит. Скорее всего, это просто рекламный ход. Или, как говорится, доверяй, но проверяй. Нелишним будет созвониться с бывшими потребителями и уточнить у них вопросы о качестве и претензиях.

Шаг четвертый. А вот наличие раздела с сотрудниками – вне конкуренции. Многие исполнители, имеющие достойно оформленную страничку, тем не менее, не раскрывают все карты. Вероятно, это значит, что штат сформирован из низкоквалифицированного персонала. Подчас из ближнего зарубежья, работающего не совсем легально и без официального трудоустройства. О качестве такого ремонта остается только догадываться. Надежда, конечно, умирает последней. И все мы верим, что принцип «я его слепила из того, что было» нас не коснется. Но по факту чаще бывает: моя хата с краю, ничего не знаю.

Шаг пятый. Деньги любят счет. А потому без подробного прайс-листа, как без рук. Нередко копания вместо расценок на услуги пишет что-то вроде: «стоимость работ узнайте, позвонив по такому-то телефону». Это может значить только одно: фирма озвучивает цены по ходу дела, ориентируясь на обеспеченность заказчика. Серьезный работодатель не будет пускаться на такие сомнительные хитрости.

Шаг шестой. Немаловажный момент – наличие наград, профессиональных премий. Получить признание на рынке – это вам не поле перейти. Следовательно, добросовестный подрядчик не станет рисковать своим имиджем при сотрудничестве.

Шаг седьмой. Положительно характеризует организацию и оперативная обратная связь. Схема «вопрос – ответ» помогает улучшить качество обслуживания. Если же этого нет, значит исполнителю не очень интересно ваше мнение.

Мастер-фломастер

Идеальный вариант – собственное дизайн-бюро в компании. Это даже не прихоть, а, скорее, необходимость. На первых же этапах поговорите с дизайнером. Он поможет увидеть квартиру «со стороны» и решить, что следует сохранить, а что изменить. Подскажет, как лучше всего использовать пространство, расставить мебель, выбрать новое оформление интерьера. Нет лучшего советчика и в подборе отделочных материалов, как с точки зрения цветового решения, так и их практичности.  



Что написано пером – не вырубишь топором

Итак, у вас на примете пара-тройка «жертв». Теперь можно сократить дистанцию и напроситься на поездку к ним в офис. На месте попросите лицензию на проведение ремонтно-строительных работ и регистрационные документы. Компании, которые не могут вас принять, вычеркивайте из списка. Когда костяк сформирован, из двух зол нужно выбрать меньшее: вызывайте представителей для составления смет. Имейте ввиду, что у одних эта услуга платная, у других – нет. Но в любом случае солидная компания не назовет стоимость ремонта по телефону. Если, не видя квартиры, вам уверенно говорят цену за квадратный метр, не верьте. Расценки заведомо обречены на увеличение либо вас просто вводят в заблуждение, добывая цифры «с потолка». Осмотр объекта и обсуждение деталей – обязательный этап. Единственное, на что можно ориентироваться – примерный разброс цен «от» и «до». 

Не доверяйте фирмам, которые просят за свои услуги значительно меньше, чем другие. Именно так мошенники завлекают не слишком опытных клиентов. Впрочем, нередко подобный ход делают и молодые компании. В погоне за заказами все средства хороши. Как видите, это палка о двух концах. Полагайтесь на интуицию, но и не забывайте про здравый смысл.

Оперативность подготовки сметы и ее качество оценивать вам. Возьмите на заметку лишь одно: компания должна работать быстро. Если она обещает прислать замерщика через неделю, а потом еще несколько раз переносит визит, если сотрудник значительно опаздывает на встречу, если смотрины жилья прошли, а вы так и не получили ведомость – все это говорит не в пользу организации. По хорошему замерщик приедет к вам через 1-2 дня после звонка. Да и смета готовится ровно столько же. Важно, чтобы она была максимально детализирована: состав и стоимость каждой работы, метраж. Опасайтесь общих пунктов: «подготовка стен», «ремонт санузла». Если же вы подошли к делу спустя рукава, то уже не сможете аргументированно потребовать выполнения обязательств.

Не попадайтесь на крючок, а будьте рулевым. Когда бюджет будет готов, еще раз встретьтесь с представителем и обсудите все непонятные вопросы. 

Помните пословицу «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»? А если за тремя – так уж тем более. Поэтому с каждым критерием все больше сужайте круг поиска. Берите в расчет и ресурсную ведомость. Она должна содержать перечень всех используемых при ремонте материалов, их марку, количество, цену. В противном случае вы можете попасть на деньги: подрядчик будет тянуть их из вас, как сок. При детальной отчетности возникший перерасход – проблема работников.

Учтите, выгодным вариантом является наличие у фирмы партнеров, от поставщиков дверей и окон до кондиционеров и мебели. Это дает возможность решать дела насущные с одним человеком. Что приятнее, чем идти туда – не знаю куда, принести то – не знаю что.

Копейка рубль бережет

Строительство строительством, а денежкам счет. Подрядчик пытается подстраховать себя, тем самым объясняет необходимость предоплаты. Однако по большому счету рискует как раз таки заказчик. Даже разочаровавшись в своем выборе, он не может отказаться от услуг, так как уже выплачена солидная сумма, вернуть которую практически невозможно. Тут уж либо пан, либо пропал.

Допустим, вы выбрали эту путь-дорожку. Чтобы не попасть впросак, помните: нормальным считается первоначальный взнос в размере 50 % по работе и 100 % по материалам (на текущий этап). Долг же платежом будет красен после приемки. Штрафные санкции по срыву сроков – 0,2-0,6 % от стоимости невоплощенного в жизнь за день просрочки.

Наиболее оптимальный вариант – поэтапная оплата ремонта квартиры. Весь объем работ делится на несколько стадий, и плата производится лишь за завершенную ступень. При этом обе стороны находятся в равных условиях: клиент может отказаться от услуг фирмы, если она не выполняет своих обязательств. В свою очередь компания вправе сделать частое деление на этапы в начале работ, пока нет нужной уверенности. Что же, остаться с носом никто не хочет.

Иной раз можно поступить и как Васька из басни Крылова: слушать да «есть». Не покупайтесь на уловки. К примеру, сделать капитальный ремонт квартиры за неделю невозможно. Необходимо выдержать положенные сроки высыхания штукатурки, стяжки, наливного пола. При соблюдении всех технологий на однокомнатное жилье 40 кв. м уйдет не меньше 1,5-2 месяцев.

Выясните, дает ли фирма гарантию на проведенные работы и есть ли в ее резерве рекламационная служба. Которая обязана исправить скрытые дефекты и недоделки, возникшие после сдачи дома в эксплуатацию в течение гарантийного срока.



Без бумажки – ты букашка

Выбор сделан: вы определились со строительной компанией. Кульминация всего происходящего – заключение договора. В этом деле спешка ни к чему. Поспешишь – людей насмешишь. Внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами документа (если есть возможность, загляните на огонек к юристу). Ведь в нем отражены моменты, которые, в случае недобросовестной работы, помогут не пустить деньги на ветер.

К контракту обязательно прилагаются следующие составляющие: договор подряда, смета, ресурсная ведомость, план квартиры до и после перепланировки, дизайн-проект, график проведения работ, техническая документация (схема разводки электропроводки, системы кондиционирования, отопления и сантехники с полным расчетом). 

Компания обязана заключать договор, в котором детально прописываются обязательства сторон, схема оплаты, сроки исполнения и штрафные санкции.

Прораб в ответе за тех, кого приручил

Вы буквально в шаге от начала строительства. На финишной прямой данного этапа к вам подключается прораб. Если фирма небольшая, то сам руководитель. С ним вы будете идти рука об руку до победного конца. Да, последний бой – он трудный самый.

Можно проверить сотрудника «на вшивость», тем самым убедиться в его компетенции. А также не допускайте, чтобы подрядчик воспользовался вашей технической необразованностью. И навязал решения, выгодные и удобные для него. Распространенный пример такого подхода – отказ от штукатурки при выравнивании потолков. Взамен компании усиленно предлагают подшивные потолки из гипсокартона. При этом высота помещения уменьшается минимум на 4-5 см. Получается, это приемлемо в квартирах с высотой 3 метра и более. Но для типового жилья (2,6-2,7 м), где пять сантиметров уже не кажутся пустяком, не подходит. Штукатурные работы под силу квалифицированным малярам. А поскольку таких зачастую днем с огнем не сыщешь, вот и изощряются строители. Обводят вокруг пальца, так сказать. 

Однако есть и ценные «экземпляры». Доверие внушают мастера, которые интересуются проектной документацией и возможностью реализации идей с точки зрения соблюдения правил перепланировки.

Пусть говорят

Жительница Красноярска Олеся Рожкова рассказывает: «Несколько лет назад купили квартиру и практически сразу стали делать ремонт. Первыми на очереди были туалет и ванная комната. Так как раньше семья проживала в другом городе, возник вопрос: надеяться на себя или обращаться к специалистам. Стали искать работников через объявления в газетах. Трудилось двое мужчин. На выходе получилось неплохо, если не считать того, что понадобилось докупать кучу разных прибамбасов, цемента. А в конце выяснилось, что пол «подрос» на несколько сантиметров. Это вылилось в целую проблему, когда начали ставить двери. Признаюсь честно, жить там, где ремонтируют санузел, невозможно. Лучше уезжать к родственникам, друзьям и далее по списку.

Да и в коридоре ожидал неприятный сюрприз. Желая сэкономить, нашли рабочего. Он все взвалил на свои плечи за небольшую цену. Вроде, все было хорошо, пока не добрались до пола. Однажды бабушка открыла умельцу дверь и тут же поняла: что-то не так. Запах перегара вскоре заполонил жилье. Еще и пришел товарищ не один, а с приятелем. Бабуля, имея когда-то дело со стройкой, смекнула: дело спориться не будет. Попыхтев с частыми перекурами, мужики умудрились залить пол с пупырышками, бугорками и волнами. А это брак – на такую поверхность ламинат не ляжет. На замечания «мастера» реагировали руганью, и бабушке пришлось выгонять их шваброй. Протрезвев, рабочий вернулся и уже за меньшую плату все переделывал. Правда, и после него исправляли дефекты».

И это далеко не единичный случай. На ошибках люди учатся. А потому не раз подумайте, с кем сводить счеты: нелегалами или официальной фирмой. По крайней мере, «шарашкиной конторе» претензии и негативные отзывы уж точно не страшны. Здесь спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Еще Воланд в романе «Мастер и Маргарита» говорил: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… Ну, что ж… И милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…». Можно быть скупым рыцарем, просчитывать каждый шаг. Что по-своему верно. Но не допускайте, чтобы квартирный вопрос встал ребром и перерос в яблоко раздора.

Материал подготовила Анастасия Прохоренко,

корреспондент сайта жкх24.рф